This material is provided in the Russian language only.
Верхнее строение пути (ВСП) — часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колёс по рельсовой колее. ВСП является необходимым элементом любого железнодорожного пути и представляет собой единую комплексную конструкцию, состоящую из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств.
Рельсы
Назначение рельсов — создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для движения колёс подвижного состава, непосредственно воспринимать и упруго передавать воздействие силы от колёс на опоры (шпалы, брусья) и направлять в движении колёса подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока, а на участках с электрической тягой — обратного тягового тока.
Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов. Тип железнодорожных рельсов обозначают буквой Р и числом, округленно равным массе 1 м рельса. Например, рельс, 1 м которого имеет массу
Старогодные рельсы - рельсы эксплуатировашиеся в пути и изымаемые из него при всех видах ремонтов, сплошной или одиночной замене и текущем содержании, предназначенные для укладки в путь на сети железных дорог России… Подробнее >>>
Шпалы
(от голл. spalk — подпорка), опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути. Шпалы обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. В России шпалы изготавливают из железобетона (длиной
Деревянные шпалы
Наиболее распространенным видом рельсовых опор на железных дорогах мира являются деревянные шпалы. Их изготавливают из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и березы. Деревянные шпалы должны соответствовать ГОСТ 78-89 «Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм». В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются трех типов:
I - для главных путей 1-го и 2-го классов, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 т км брутто/км в год или скоростях движения поездов более
II - для главных путей 3-го и 4-го классов, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях
III - для путей 5-го класса (для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий).
По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные, полуобрезные, необрезные.
Железобетонные шпалы
Современная железобетонная шпала - цельнобрусковая из предварительно напряженного железобетона, армированная высокопрочной проволокой, должна соответствовать требованиям ГОСТ 10629-88 (введен с 01.01.1990 г.) и ТУ 5864-019-11337151-95 (введены МПС РФ с 01.01.1995 г.). Серийно выпускается прмышленностью шпала типа Ш-1-1 для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ. На малодеятельных линиях реальный срок службы железобетонных шпал составляет 50 лет и более. Большое экономическое значение имеет система перекладки старогодных железобетонных шпал снятых с путей 1-го и 2-го классов при капитальном ремонте, на пути 3-4-го классов и подъездные пути промышленных предприятий.
Требования к старогодным железобетонным шпалам >>>
Болты
Прочность соединения рельса с железобетонной шпалой, а также рельсовых стыков – одна из основных гарантий безаварийности железнодорожных перевозок.
Закладные болты удерживают металлические накладки в железобетонных шпалах.
Стыковые болты скрепляют рельсовые стыки посредством двухголовых накладок.
Клеммные болты крепят рельс к подкладке посредством промежуточной клеммы.
Для болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути применяют соответствующие путевые гайки.
Крепежные изделия для верхнего крепления железнодорожного пути отвечают техническим требованиям ГОСТ 16016-79, ГОСТ 16017-79, ГОСТ 16018-79, ГОСТ 809-71, 11532-93. Шайбы пружинные двухвитковые отвечают техническим требованиям ТУ 1855-085-01124328-99. Клемма промежуточная ПК соответствует ОСТу 32.156-2000.
Путевые костыли и шурупы
Прочность соединения рельса с деревянной шпалой – одна из основных гарантий безаварийности железнодорожных перевозок. Путевые костыли и шурупы используют для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или подстрелочным брусьям.
Подкладки
Применяются в конструкциях железнодорожного пути и входят в состав костыльного и раздельно промежуточного скрепления всех типов рельсов Р-24, Р-33, Р-43, Р-50, Р-65.
Подкладки типов Д-43, Д-50, Д-65, ДН-65 входят в комплект узла костыльного скрепления на деревянных шпалах с наклоном рельсовых путей.
Подкладки ДН6-65 применяются в конструкциях железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей.
Подкладки типов СД-50, СД-65 применяются в конструкциях костыльного скрепления железнодорожного пути на деревянных шпалах, где не требуется наклон рельсовых нитей.
Подкладки типов КБ-50, КБ-65 входят в комплект узла раздельного промежуточного скрепления на железобетонных шпалах.
Подкладки КД-50, КД-65 входят в комплект узла раздельного промежуточного шурупного скрепления на деревянных шпалах с уклоном рельсовых нитей.
Подкладки СК-50, СК-65 входят в комплект узла раздельного рельсового скрепления на деревянных и железобетонных шпалах, а также в конструкции шурупного скрепления стрелочных переводов.
Накладки
Накладки двухголовые применяются в конструкциях железнодорожного пути и входят в состав стыкового костыльного и пружинного скрепления всех типов рельсов Р-24, Р-33, Р-43, Р-50, Р-65.
Противоугоны
Противоугон пружинный применяется в конструкциях железнодорожного пути и входит в состав промежуточного костыльного скрепления рельсов типов Р-50, Р-65. Противоугон препятствует продольному перемещению (угону) рельсов от действия на них колес подвижного состава.
Изоляция
Применяется в конструкциях железнодорожного пути, используется в качестве амортизаторов под подошву рельсов или под металлические подкладки, также применяется для электрической изоляции на деревянных и железобетонных шпалах.
Прокладки резиновые ЦП-328, ЦП-362, ОП-366 применяются в качестве амортизаторов под металлические подкладки.
Прокладки резиновые ОП-316, ЦП-143, ЦП-356, ЦП-318 применяется для амортизации под подошву рельса.
Втулка изолирующая КБ (ЦП-142) применяется для электрической изоляции закладных болтов от узла рельсового скрепления типа КБ-65 и КБ-50.
Стыковая изоляция (торцевая и тип АпАТэК) применяется для электрической изоляции стыков железнодорожных звеньевых и безстыковых путей с рельсами типов Р-50, Р-65.