Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям:
· Указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России;
· Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути;
· Технических указаний по перекладке рельсовых плетей бесстыкового пути, сваренных из термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75;
· Технических указаний по шлифованию рельсов;
· Нормативных требований для проведения шлифовки рельсов в системе ведения рельсового хозяйства железных дорог РФ.
Основным критерием отнесения рельсов к той или иной группе годности является нормативная наработка тоннажа Тн, которая для рельсов типа Р65 в среднем составляет 500 млн. т. брутто.
Согласно пункта 5.8. СНиП 32-01-95: «…на приемоотправочных путях допускается укладка рельсами на один тип легче, но не ниже Р50 или старогодними рельсами того же типа, что и на перегоне. На сортировочных, вытяжных, погрузочно-разгрузочных, деповских и других станционных путях разрешается укладывать старогодние рельсы типа не ниже Р50; в горловинах сортировочных горок, перерабатывающих более 1500 вагонов в сутки, следует укладывать рельсы Р65 новые, а на горках меньшей мощности разрешается применение Р65 старогодних. На станционных путях при соответствующем обосновании допускается: укладывать сварные рельсовые плети из новых или старогодних рельсов.»
Наиболее легко определить группу годности по износу головки и боковых поверхностей рельсов согласно табл.1
Правила приемки и комплектации старогодных рельсов, согласно Указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России от 2000 года.
1. Приемка старогодных рельсов, подготовленных к отправке на другое предприятие для их использования, должна производиться представителем этого предприятия и работником, комплектовавшим эти рельсы.
2. Объем сдаваемой партии старогодных рельсов должен быть согласован с потребителем. С каждой партией принятых и отгруженных потребителю рельсов (Сцеп из двух платформ или полувагонов) направляется Сертификат на партию отгруженных рельсов формы ПУ-91.
3. Поставляемые с баз ПМС и ПЧ рельсы по согласованию с потребителем могут быть укомплектованы подкладками и стыковыми скреплениями того же типа.
4. При поставке старогодных рельсов, не отвечающих требованиям Указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России, и без соответствующего оформления приемки, потребитель обязан предъявить рекламацию предприятию, отгрузившему рельсы
Сферы применения старогодных термически упрочненных рельсов приведены в табл. 4
Применение и допустимый износ головки рельса для старогодных рельсов
Таблица 1
Наименование материала верхнего строения пути Назначение ГОСТ, ОСТ, ТУ Чертеж Рельсы Р75, Р65, Р50 I группа годности применяются для повторной укладки в путь 1-3 классов (кроме Е1) ТУ № ЦПТ-80/350 РельсыР75, Р65, Р50 II группа годности применяются для повторной укладки в путь 3-4 классов (кроме Е1, Е2, Е3) ТУ № ЦПТ-80/350 РельсыР75, Р65, Р50 III группа годности применяются для повторной укладки в путь 4-5 классов (группа и категория без ограничений) ТУ № ЦПТ-80/350 РельсыР75, Р65, Р50 III-5 группа годности применяются для повторной укладки в путь 5 класса (группа и категория без ограничений) ТУ № ЦПТ-80/350
Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов
Таблица 2
Наименование показателей
|
Предельная величина показателей для рельсов типов и групп годности | ||||
Р75, Р65 |
Р50 | ||||
I |
II |
III |
III-5 |
I | |
Наработка тоннажа, млн.т брутто
|
до 500
|
до 20% сверх 500
|
более 20% до 50% сверх 500 |
более 50% сверх 500 |
до 400
|
Вертикальный износ головки, мм, не более |
4 |
5 |
6 |
10 |
5 |
Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более |
|
|
|
|
|
головки |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
подошвы |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Равномерный наплыв металла на головке без трещин и |
|
|
|
|
|
расслоений, мм, не более: |
|
|
|
|
|
со стороны рабочей грани |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
со стороны нерабочей грани |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Глубина волнообразного износа поверхности катания |
|
|
|
|
|
головки на длине |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Седловины, мм, не более |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием |
|
|
|
|
|
концов, мм, не более |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
1,0 |
Скрученность рельсов (доля от длины рельса) |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
1/5000 |
Сроки службы повторно используемых старогодных рельсов, отремонтированных без профильной обработки головки
Таблица 3
Типы рельсов |
Р75, Р65 |
Р50 | |||||
Группа годности |
I-А |
I |
II |
III |
III-T |
I |
II |
Наработка тоннажа, млн. т. бр. |
до 300 |
от 300 до 500 |
до 20% сверх 500 |
до 50% сверх 500 |
более 50 % сверх 500 |
до 300 |
до 450 |
Нормативный суммарный срок службы повторно использ. Рельсов, млн. т. бр./ в т.ч. В годах при грузонапряженности млн. бр/км в год: |
| ||||||
10 и менее (в годах) |
25 лет* | ||||||
10-25/ в т.ч. в годах |
900/25* |
1000/25* |
1050/25* |
1100/25* |
-/25* лет |
580/20 |
- |
25-50 |
900 |
1000 |
1050 |
- |
- |
- |
- |
50-80 |
800 |
950 |
1000 |
- |
- |
- |
- |
Гарантийный срок службы рельсов млн. т. бр./ в т.ч. в годах при грузонапряженности млн. бр/км в год: |
| ||||||
10 и менее (в годах) |
4 года | ||||||
10-25/ в т.ч. в годах |
120/3 |
100/3 |
80/3 |
50/3 |
-/3 |
|
|
25-50 |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
50-80 |
100 |
100 |
80 |
|
|
|
|
* нормативный срок службы рельсов может быть увеличен на основе результатов их детального осмотра при условии не превышения величин дефектов поверхности катания установленным скоростям движения и дефектов подошвы рельсов.
|
Сферы применения старогодных термически упрочненных рельсов
Таблица 4
Типы рельсов |
Группы годности рельсов |
Класс |
Группа и категория пути |
Способ использования рельсов |
|
Р65 Р75 |
I-A |
I-3 |
Без ограничений |
О |
|
I, I-И, I-АИ |
3 |
А6, Б5, Б6, В4, В5, Г3, Г4, Д2, Д3, Д4 |
О, Р, РС, К |
||
II |
3 |
Б5, Б6, В4, В5 |
О, Р, РС, К |
| |
4 |
В6, Г5,Г6 |
О, Р, РС, К |
| ||
II-И, III, III-И |
4 |
Г6, Д5, Д6 |
О, Р, РС, К |
| |
II-И, III-И, III-Т, III-ТИ |
5 |
А7, Б7, В7, Г7, Д7 |
О, Р, РС, К |
||
Р50 |
I, I-И |
4 |
Г6, Д5, Д6 |
О, Р, РС |
|
II, II-И |
5 |
Д6, Д7 |
О, Р, РС |
| |
III, III-И |
5 |
Д7 |
О, Р, РС |
| |
Р43 |
II, III, III-И |
5 |
Д7 |
О |
|
Примечания:
1. Нетермоупрочненые рельсы I-II групп годности повторно используются на путях 4 класса, а III и III-Т - на путях 5 класса.
2. О - одиночная замена; Р- сплошная замена; РС - сплошная замена рельсов, сопровождаемая средним ремонтом пути; К - капитальный ремонт пути.