



СТАРОГОДНЫЕ Ж/Б ШПАЛЫ
Старогодняя шпала – это шпала, которая ранее использовалась в составе железнодорожного пути, но после демонтажа сохранила пригодное техническое состояние. Их применяют как на малонагруженных участках. В зависимости от материала различают:
- деревянные старогодные шпалы;
- железобетонные старогодные шпалы;
- стальные.
Такие шпалы могут использоваться повторно при соблюдении установленных норм износа и дефектности. Их основное отличие от новых – наличие эксплуатационного износа, который не превышает допустимые технические параметры.
Особенности старогодних шпал
К основным особенностям старогодних шпал относятся:
- визуальный и инструментальный контроль перед повторной укладкой;
- проверка целостности материала (для деревянных шпал – отсутствие гнили и трещин, для железобетонных – отсутствие сколов, дефектов арматуры и трещин);
- допустимый износ отверстий под скрепления;
- маркировка и сортировка по степени пригодности.
Шпалы хранятся на специально оборудованных площадках и могут транспортироваться с другими элементами верхнего строения пути.
Преимущества использования
- Экономическая выгода. Повторное использование шпал значительно снижает затраты на строительство или ремонт второстепенных железнодорожных путей.
- Рациональность. Это способ продлить срок службы материалов, снизив объем строительных отходов.
- Комплектность. Часто поставляются вместе с старогодними рельсами, скреплениями и подкладками, что удобно для восстановления участков пути.
- Долговечность эксплуатации. Старогодние шпалы, особенно железобетонные и стальные, отличаются высокой устойчивостью к воздействию внешней среды — влаге, перепадам температур, механическим нагрузкам и биопоражениям. Благодаря этим качествам они могут сохранять рабочее состояние в течение 40 и более лет. Деревянные шпалы, прошедшие антисептирование и отобранные по строгим критериям, также способны эксплуатироваться длительное время без гниения и деформаций. Все это делает старогодные шпалы надежным решением при строительстве и ремонте путевой инфраструктуры с минимальными вложениями в замену.
Где применяются старогодные шпалы
- Сортировочные, вытяжные и станционные пути с низкой интенсивностью движения;
- Подъездные пути промышленных предприятий и складов;
- Временные или ремонтные участки пути;
- Вне железнодорожной отрасли: для укрепления откосов, ограждений, настилов, и лестниц.
Нормативные требования и правила приемки
Использование старогодных шпал регулируется внутренними нормативами железных дорог и техническими указаниями. При приемке шпал обязательно проводится:
- визуальный осмотр на наличие трещин, сколов и следов биопоражения (для дерева);
- сортировка по степени пригодности;
- оформление сопроводительной документации, включая акты и сертификаты качества.
Для укладки в путь допускаются только те шпалы, которые соответствуют требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.
Старогодные шпалы — это практичное и экономически обоснованное решение для вторичного использования в железнодорожной и строительной сферах. При соблюдении норм и правил приемки они могут успешно выполнять свои функции на протяжении длительного времени, обеспечивая стабильность и безопасность инфраструктуры.
Требования к старогодным железобетонным шпалам.
Показатель |
Требования к группе годности | |
первой |
второй | |
Тип рельсовых промежуточных скреплений |
КБ |
Всех типов |
Пропущеный по шпале тоннаж и срок ее службы с момента первой укладки |
Без ограничений |
Без ограничений |
Поперечные трещины в бетоне |
Не допускаются |
Наибольшее раскрытие трещин до |
Продольные трещины в бетоне |
Не допускаются |
Наибольшее раскрытие трещин до |
Отколы бетона: |
|
|
на кромках подрельсовых площадок |
Допускается длиной не более |
Допускается длиной не более |
на прочих кромках шпалы |
Допускается длиной не более |
Допускается длиной не более |
рабочих кромок в отверстиях для закладных болтов |
Не допускаются |
Допускается |
Непрямолинейность подрельсовой площадки |
Не более 1мм |
Не более 5мм |
Толщина закладной шайбы в месте контакта с головкой закладного болта |
Не менее 4мм |
Не менее 2мм |