Железнодорожная линия всегда идет по прямой накатанной колее, никуда не сворачивая. Если бы не было на ветке коммутирующих устройств, то пришлось бы строить дополнительные пути для перемещения поездов в различных направлениях.
Стрелочные переводы в разы улучшают логистику движения, сокращая расстояние между двумя удаленными пунктами. В практическом отношении переводящая стрелка обеспечивает смещение состава с одного пути на другой, в безопасном режиме.
Краткое описание устройства стрелки
Перевод включает рычажный механизм, приводящийся в действие вручную или посредством электродвигателя. Во втором случае ведется удаленное управление с постоянным контролем за состоянием и положением стрелки. Узел обязательно содержит визуальную или световую индикацию текущего положения перевода.
Для удобного перемещения поезда на другой путь, монтируется специальная обвязка рельс. Выставляются остряки, как направляющие смещения колес локомотива. Для стабильности конструкции применяются корневые стыки на гаечном подвижном креплении. Еще узел оснащается усовиками и крестовиной. На месте полного перехода состава с одной линии на другую устанавливается постоянный знак: предельный столбик.
Разновидности стрелочных переводов
Стрелочные узлы бывают одиночными или двойными. Первые обеспечивают переход состава между двумя путями. Вторые позволяют менять движение по трем близким ж/д веткам. Еще стрелочные переводы бывают симметричными (при соединении параллельных веток) и несимметричными (когда одна или несколько веток отклоняются в сторону от основного пути, под различными углами).
Существуют еще перекрестные стрелочные переводы. В таких схемах поезд не съезжает на другой путь, а просто пересекает его. Подобные узлы возводятся в местах пересечения двух различных веток, под прямым углом.
Особенности монтажа стрелочных переводов
Место перехода колес поезда, с одного пути на другой, находится под повышенной нагрузкой, которая дополнительно увеличивается на скоростных магистралях. Поэтому грунт под стрелкой максимально укрепляется. Затем монтируется основание из деревянных шпал или железобетона. После выставления уровня производится механический крепеж всех элементов.
Работающий стрелочный перевод требует постоянного внимания и обслуживания. Его необходимо регулярно очищать от снега или песка. При этом визуально контролируется целостность и работоспособность всех элементов устройства.