Интересные факты из истории железнодорожного строительства

Одной из важных личностей, повлиявших на развитие истории России конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, по праву считается граф С.Ю. Витте. Многолетний министр финансов, Глава Министерства путей сообщения, первый глава Совета министров, член Государственного Совета – вот лишь наиболее значимые посты данного политического деятеля. В своём стремлении спасти Россию от смуты Витте зачастую использовал два метода: подавление революционно-демократических сил и заигрывание с оппозицией. Его часто изображали в шаржах или карикатурах в виде циркача или ловкого канатоходца.

Деятельность Витте в области железнодорожного строения

Одним из направлений, которое Витте считал наиболее перспективным, являлось строительство железнодорожных путей. Реформатор понимал, что последующее экономическое развитие России не представляется возможным без обширной и развёрнутой сети жд дорог. Суть проводимой Витте железнодорожной политики базировалась на трёх основных направлениях:

  • необходимость расширения сети железных дорог;
  • сосредоточение важнейших участков путей в руках казны;
  • подчинение частных жд дорог государственной верхушке.

За время, пока Витте занимал пост министра, удалось многого достичь. Протяжённость путей увеличилась практически в два раза и составила 54 тысячи вёрст. Стоит также отметить, что внимание уделялось не только строительству дорог, которые должны были принести прибыль уже в ближайшее время, но и учитывались долгосрочные перспективы (так была проложена Транссибирская железная дорога в азиатской части страны), а также стратегическое значение новых веток.

Правительство благосклонно относилось к новаторским идеям Витте и полностью поддерживало развитие железнодорожного строительства, поскольку данный факт способствовал расширению других промышленных отраслей, а также создавал отличные условия для вовлечения в рыночные отношения помещичьи хозяйства.

Витте был твёрдо уверен, что только государство способно сконцентрировать большие ресурсы для реализации невероятно дерзких идей. Примером такого стало строительство Транссибирской магистрали, возведение которой осуществилось в кратчайшие сроки для того времени. За время своего реформаторства Витте кардинально сместил баланс принадлежностей дорог государству и частникам. Если изначально последним принадлежало 70 % всех путей, то в конечном итоге всё стало с точностью да наоборот: 70 % всех дорог стали казёнными. Даже учитывая тот факт, что часть путей всё же была в частных руках, государство имело монопольное право на выработку железнодорожных тарифов.

Несмотря на множество противников деятельности Витте, его инновационный подход к решению вопросов стал причиной роста количества промышленных предприятий, а также мощного подъёма индустрии.


все новости