История становления российской железной дороги

Сложилось так, что железная дорога ассоциируется у нас в основном с паровыми локомотивами и вереницей присоединенных к ним вагонов, предназначенных для перевозки тяжелых грузов и пассажиров.

Но, справедливости ради, хотелось бы внести уточнения в историю появления рельсов и таким образом переопределить момент возникновения предков железной дороги.

Как это было

Не секрет, что переместить крупногабаритные и тяжелые грузы легче всего по жестким направляющим, нежели, к примеру, по грунту. Такая особенность была очевидна еще в давние времена, когда древние греки на диолках – вымощенных каменными плитами дорогах для волока, транспортировали галеры. По большому счету, уже этот факт можно считать родоначальником железнодорожных путей.

Говоря о более позднем времени, стоит упомянуть угольные и железорудные шахты Германии периода 16-17 вв. Там стали применять рельсовый путь из дерева. По нему при помощи конной тяги передвигались вагонетки, имевшие уже реборды на колесах, препятствовавшие соскальзыванию с рельсов. Этот вариант еще более приближен к современной версии устройства железной дороги.

Позже, где-то в середине 18 века, вошло в практику англичан заменить материал рельс с дерева на чугун – это было выгодно с экономической стороны, в связи с более высокой надежностью и долговечностью чугуна.

В те времена не было достойного парового локомотива – существовавший локомотив попросту разрушал даже чугунные рельсы, а запуск известной паровой «Ракеты» еще только планировался Д. Стефенсоном. Поэтому при довольно нестандартной на то время модели полотна, применялась всё еще конная тяга. И тем не менее, это был достойный прототип нынешнему железнодорожному пути.

Далее технический прогресс сделал своё дело и чугун в рельсах был заменен на сталь, а профиль в виде квадратного сечения превратился в двутаврово-галтельную форму. Ее предложил англичанин С.Джессон в 1789 году и те параметры, которые он внедрил, до сих пор находят применение в качестве узкоколейного железнодорожного пути. Всё это повлекло за собой и развитие в металлургической отрасли – уже в 1857 году вместо кованых рельс стали производить рельсы, изготовленные путем прокатки заготовки из стали на прокатном стане трёхвалкового варианта. И это стало знаковым событием, ведь металлургические прокатные станы с тех пор в основном и производят железнодорожные рельсы.

Следует отметить, что по состоянию на сегодня Российская Федерация выпускает свыше 6 млн. тонн рельсов для строительства железнодорожного пути. А это в пересчете путь длиной свыше 130 тыс. км.


все новости